Главная
Об Агентстве
Новости
Проекты
Туры
Ссылки
Карта сайта

 

Выберите язык:

Русский

English 

Deutsch

France

SpyLOG

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В ОБЛАСТИ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

 

Н. П. Лаверов

Вице-президент РАН, академик РАН

 

Морские научные экспедиции всегда занимали достойное место в российской науке, в деятельности Российской Академии Наук. Достижения и имена Крузенштерна и Беринга, Прончищева, Челюскина. Головина, Беллинсгаузена, Лазарева, Седова, Шмидта, папанинской четвёрки вписаны в историю мировой науки о земле и океане.

Традиция эта жива и поныне. Многие институты РАН ведут серьёзные и масштабные исследования по проблемам океана. Основные направления этих исследований – физика, химия, геология и биология океана, а также создание технической базы исследований – оборудования и современных методик измерений.

Основным звеном научно-исследовательского флота РАН являются 18 судов неограниченного района плавания водоизмещением от 1100 до 6900 тонн. Владеют этими судами Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН (6 ед.), Дальневосточное отделение РАН (8 ед.), Мурманский морской биологический институт РАН (2 ед.), Геологический институт РАН и Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского (по 1 ед.). Базируются эти суда в портах Мурманска, Калининграда, Новороссийска и Владивостока.

В качестве примера проведения морских исследований рассмотрим экспедиции самого крупного научного судовладельца – Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

В 1949 году Институт получил в свое распоряжение первое исследовательское судно - "Витязь" водоизмещением 5,7 тысяч тонн. Это был специально переоборудованный для океанологических работ корабль с великолепными возможностями. Практически вся научная деятельность Института в последующие десятилетия базировалась на уникальных данных, полученных в экспедициях ставшего легендарным "Витязя". Начав с комплексных исследований в дальневосточных морях, "Витязь" затем работал на просторах Тихого и Индийского океанов и завершил свои рейсы в Атлантике. Ныне он находится на вечной стоянке в Калининграде и функционирует как Музей Мирового океана. С годами научно-исследовательский флот Института пополнился новыми крупнотоннажными судами, названными именами выдающихся ученых - "Академик Курчатов", "Дмитрий Менделеев", "Академик Мстислав Келдыш", "Профессор Штокман"... Затем появились новый "Витязь" и оборудованные современной исследовательской аппаратурой акустические суда "Сергей Вавилов" и "Академик Иоффе".

За период с 1967 по 1989 гг. крупнотоннажными судами института выполнено 236 научно-исследовательских рейсов с протяженностью маршрутов 3.5 млн. морских миль, в ходе которых проведены работы на 23 тыс. океанологических станциях, а суда (по существу представляющие плавучие морские институты) совершили 866 заходов в 288 зарубежных портов и 84 высадки на 61 остров в Мировом океане. Сотрудники института принимали участие в составлении целой серии батиметрических, геоморфологических, физико-географических, тектонических и геодинамических карт мирового океана. В ходе создания этих карт был произведен коренной пересмотр представлений о геолого-геоморфологическом строении рельефа дна и его осадочной толщи. Эти карты и многочисленные монографии института (всего более 500 книг, среди которых двухтомная монография "Тихий океан" и десятитомная монография "Океанология") завершили этап комплексного описания природы Мирового океана. Более 50 монографий сотрудников института переведены на английский, немецкий, японский, китайский и другие языки.
В ходе экспедиционных работ было сделано более 100 крупных географических открытий. Среди них - обнаружение максимально глубокой отметки Мирового океана (11022 м) в Марианской впадине, открытие подводного хребта Ширшова, Восточно-Индийского хребта, возвышенностей Шатского, Академии наук и Института океанологии, вала Зенкевича и многих других.
Значителен вклад геологов института в поиски и изучение разнообразных полезных ископаемых. Так, например, в Баренцевом море найдены и изучены богатейшие месторождение нефти и газа, одно из которых названо "Штокмановским" по имени судна "Профессор Штокман", обнаружившего и обследовавшего его гидронавтами совершено более 1500 глубоководных (до 6 тыс. метров) погружений на обитаемых подводных аппаратах "Мир-1" и "Мир-2", а обитаемый аппарат "Аргус" более 600 раз опускался под воду в Черном и Средиземном морях.

В истекшем 2003 году институту удалось провести 15 экспедиций:

НИС “АКАДЕМИК ИОФФЕ” провел три рейса:

12-й в Атлантический океан. Выполнение с борта движущегося судна лазерного флуоресцентного зондирования верхнего слоя океанских вод. на меридиональном разрезе.

13-й рейс в Атлантический океан для получения новых данных по комплексу характеристик поверхностного слоя океана и приводной атмосферы.

14-й рейс в Северную Атлантику для проведения измерений с борта движущегося судна спектров флуоресценции вод.

НИС “АКАДЕМИК МСТИСЛАВ КЕЛДЫШ” провел один рейс:

49-й рейс в Атлантический и Тихий океаны по выполнению научных исследований и подводных съемок, с применением ГОА “МИР”. Основными научными задачами экспедиции являлись комплексные океанологические исследования (геология, биология, гидрофизика) в районах полигонных работ.

НИС “ИВАН ПЕТРОВ” выполнил один рейс:

53-й рейс в Белое море по исследованию состава и потоков осадочного вещества и загрязнений в приводном слое атмосферы, водной толще и донных осадках.

НИС “АКАДЕМИК СЕРГЕЙ ВАВИЛОВ” выполнил один рейс:

16-й рейс в Баренцево и Норвежское моря с целью совершенствование методики высокоразрешающего сейсмоакустического профилирования морских осадков для объяснения фундаментальных проблем четвертичной геологии Арктических морей и решения прикладных инженерных задач промышленного освоения шельфа арктических морей.

НИС “АКВАНАВТ” выполнил 2 рейса (54-й по 55-й) в Черное море по комплексной программе “Черное море-2003”.

НИС “АКВАНАВТ-2” выполнил один рейс в Белое море по изучению работы маргинального фильтра Северной Двины в период максимального весеннего стока. Отбор гидрохимических и гидробиологических проб.

НИС “ПРОФЕССОР ШТОКМАН” выполнил пять рейсов:

52-й и 53-й рейсы в Балтийское море. Объектом исследования являлся район нефтяного месторождения “Кравцовское”, предусмотренные проектом “Производственный экологический мониторинг морских объектов обустройства Кравцовского нефтяного месторождения, геолого-геохимические исследования в 2003 г”.

54-й рейс в Белое море с целью поиска подводных потенциально опасных объектов, содержащих отравляющие вещество, в центральной части Белого моря, исследование уровней загрязнения морских вод и донных отложений в районах их захоронения, определение их потенциальной опасности для населения беломорского побережья.

55-й рейс в Белое море для изучения потоков вещества с применением современных методов нанотехнологий океана, новых подходов к организации морских исследований и внедрения приемов четырехмерной океанологии.

56-й рейс Баренцево море с гидрофизическими, гидрохимическими исследованиями водной среды в районе строительства Морской ледостойкой стационарной платформы.

 

Большой потенциал нашего научного флота позволяет нам организовывать на его базе морские научные круизы в полярные области, в частности в антарктические воды. Морской туризм, практически ровесник морских научных экспедиций, всегда был популярен и востребован. Но меняются времена, меняются и вкусы, по крайней мере, разнообразятся. Облик морского туризма уже не ассоциируется с джентльменом, лежащим на палубе в шезлонге под пледом или загорающим в той же позе. Современный продвинутый турист ищет в море новые интересные факты, интересуется проблемами экологии, метеорологии, жизнью многообразной фауны Мирового океана. Туры в Арктику и Антарктику, связанные с самыми разнообразными научными исследованиями пользуются спросом у зарубежных туристов. Это помогает людям не только лучше понимать, как устроена планета, на которой мы все проживаем, как хрупко равновесие нашего окружающего мира и как важно бережно относиться к этому миру, это помогает и самой науке, особенно нашей российской, остро нуждающейся в последние годы в финансировании именно тех работ, что не имеют сиюминутной отдачи, но необыкновенно важны для жизни не всегда понимающего это человечества.

Базой морского научного туризма могут служить и служат экспедиционные суда институтов РАН.

Новейшие суда “Академик Иоффе” и “Академик Сергей Вавилов” с помощью турагентства “Peregrine” (Пилигрим) возят туристов в море Уэдделла, на Южную Георгию, Южные Шетландские острова, на сам антарктический берег, стараясь проникнуть как можно южнее. Насколько позволяют погода и ледовая обстановка.

По признанию авторитетных специалистов турбизнеса и самих туристов эти суда удачно сочетают в себе качества комфортабельного отеля на 110 мест и первоклассной научной лаборатории. Удобные каюты, сауна, бассейн, бар, салон, магазин сувениров – всё это даёт круизу мировой туристский уровень. С другой стороны, помимо оснащённости современным оборудованием для исследований, они имеют всё необходимое вспомогательное оборудование и снаряжение: катера “зодиаки” для работы в море и высадки на острова, лодки каяки и даже снегоступы для перемещения по снегу во время экскурсий на сушу. Туристы имеют возможности участвовать в научных исследованиях под руководством известных российских учёных: они наблюдают за редкими животными и птицами, работают с гидробиологами и гляциологами.

Опыт этих зарубежных туристских экспедиций может быть с успехом перенесён и на российские полярные воды и это уже делается – наши ледоколы возят туристов на северный полюс. Однако в российском полярном прибрежье есть немало районов и объектов, которые могут стать основой для интереснейших научных туров, возможно доступных не только состоятельному зарубежному контингенту, но и отечественному туристу.

Над этим ещё предстоит поработать Научному Центру РАН и РМАТ.

 

 

АНТ (баннер 125х125)

Главная ] Об Агентстве ] Новости ] Проекты ] Туры ] Ссылки ] Карта сайта ]

Copyright © 2003 Агентство научных туров

Телефон

Телефон

(095) 135-51-09

Факс

(095)135-13-98 E-mail

e-mail

ereshko@ccas.ru

Последние изменения: 27 апреля 2006 11:22